Писарева Наталья Александровна, учитель-дефектолог

Статья «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с задержкой психического здоровья »

Статья

«Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с задержкой психического здоровья »

Выполнила:

Писарева Наталья Александровна, учитель-дефектолог

МДОУ «Детский сад № 155 комбинированного вида»

г. Магнитогорска

Формирование графических навыков письма у детей начинается задолго до поступления ребенка в школу. В пред дошкольном возрасте (приблизительно до 3 лет) дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку. Позднее начинает включаться зрительный контроль – ребенок что-то рисует (домик, солнце, дерево), пишет карандашом отдельные печатные буквы. Эти занятия подготавливают руку и глаз ребенка к процессу письма – развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.

При подготовке к отработке навыка письма формируются необходимые базовые компоненты графомоторного навыка: тренируются мелкие мышцы кистей, дифференцированные движения пальцев рук, координируются движения руки и глаз, развиваются зрительно-пространственные ориентировки, умение работать в тетради, выполнять задания по образцу, на слух и т.д.

Дети с ЗПР испытывают большие трудности в овладении навыками правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш, кисточку и т. д. ЗПР – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов. Она характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, ЗПР проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.

 Постепенно, развивая мелкую моторику рук (ММР), у ребенка с ЗПР воспитывается умение регулировать силу и точность своих движений. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.

Из всего вышеизложенного следует, что структура дефекта при ЗПР предполагает различные проблемы формирования графо – моторного навыка у дошкольников с данной патологией. Для успешного проведения занятий по развитию и формированию графомоторного навыка, необходимо создать эмоционально-положительную среду, создающую для ребенка условия комфортности и благополучия, так как проблемы при формировании графомоторного навыка могут привести к возникновению негативного отношения к учебе и в последствии тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно уделять особое внимание формированию графомоторного навыка, особенно когда речь идет о детях с ЗПР.

Что такое графомоторный навык? Графомоторный навык – это навык овладения письмом.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Перед тем, как ребенок возьмет в руки карандаш необходимо проводить следующий комплекс упражнений:
Массаж или самомассаж рук:

- массаж подушечек и фаланг пальцев, прижимающий массаж;

- упражнение с мячом-ёжиком;

- упражнения с прищепками;

- самомассаж ладоней и пальцев горохом, фасолью, шестигранным карандашом, колечками;

Пальчиковая гимнастика и упражнения для развития координации движений пальцев рук:

- «Семья» - в соответствии с текстом стиха поочередно сгибать пальцы руки;

- «Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить;

- «Дождик» - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

- «Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединить кончики пальцев обеихрук;
- Посчитай-ка» - сжать руку в кулак, считать пальцы, разгибая их, сначала на правой руке, затем на левой;

Упражнения с предметами:

- перекатывание карандаша по столу и между ладонями;

- перебирание бус или четок;

- завязывание и развязывание узлов;

Использование данных упражнений поможет в развитии мелкой моторики рук и подготовит кисти рук для дальнейшей деятельности. 

При подготовки к письму важно использовать все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров. Орнаментная и узорная деятельность, при которой дети практически познают приёмы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева на право, прямо, наклонно, посередине, знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота), овладевают умением определять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др.)

Раскрашивание, с этой целью можно воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно. Помогает развитию графических навыков - это штриховка. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам, вписание в квадрат различных упражнений: овалов, линий, крючков и т. д.

Для эффективности занятий по формированию графомоторного навыка , необходимо учитывать  следующие условия :

1. Начало работы с упражнениями с первого уровня сложности, которые будут получаться и доставлять удовольствие.

2. Выполнения упражнений должно быть регулярным.

3. Совместное проведение занятий. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

4. Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссекают.

5. Соблюдение соответствующего для ребенка темпа выполнения упражнения.

6. Очень важно участие и одобряющее поведение взрослого.

7.Сопровождение упражнений инструкцией. Нельзя заменять её рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

Таким образом, развитие графомоторных навыков, сложный и длительный процесс, при котором необходимо правильно подобрать комплекс упражнений, соблюдать необходимые условия, а так же учитывать особенности развития каждого ребенка.

Список использованной литературы

1.  Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: АСТ: Астрель:Профиздат, 2016. - 46 с.

2.Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2018, –207с.

3.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. — Ярославль: Академия развития, 2019. — 192 с.

4.Зарин А. Волшебные рисунки: Графо-моторные упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, направленные на совершенствование техники рисования и письма. — СПб.: КАРО, 2017.—80с.

5.Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: пособие для логопеда: в 2 ч. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2016. — Ч. 2. Формирование элементарного графического навыка. - 111 с

19 апреля 2021 в 17:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.