Писарева Наталья Александровна, учитель-дефектолог
Консультация для родителей «Внимание детей с особыми возможностями»Внимание — это психический процесс, который следует развивать с раннего детства, так как он будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности. У наших особых детей недостаточный уровень внимания — одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети на занятиях крайне рассеяны, часто отвлекаются, не могут долго настроиться на начало урока, способны продуктивно работать не более 5—15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3 — 7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить внимание ребенка. Развитие двигательного внимания «Сделай как я». Возьмите 6 счетных палочек и выложите произвольную композицию, затем на 1 - 2 секунды покажите ее ребенку. Он из своих палочек должен выложить точно такую же фигуру по памяти. В этой игре также можно поменяться с ребенком ролями. Предложите ему выложить композицию, сделайте в своей композиции ошибку. «Ладошки». Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры. «Нос – пол – потолок». Ведущий произносит слова: "нос", "пол", "потолок", а показывать либо на верный, либо на неверный объект. Например, называет нос, а показывает на потолок. Дети же должны тоже показывать пальцем, но только на тот объект, который проговаривается. Их задача - быть сосредоточенными на называемом слове и показать в верном направлении. «Делай наоборот». Преподаватель показывает упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную сторону. Например, преподаватель выполняет наклон вперед, а дети – наклон назад; преподаватель делает шаг вперед, а дети – шаг назад и т.д. «Повтори движение». Ведущий оговаривает условие игры: он будет показывать движения, которые дети должны за ним повторять, кроме одного, например, поднимать руку - нельзя. Дети должны внимательно следить за тем, какое сейчас будет движение, чтобы вовремя среагировать. «Выполни уговор строго». Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны скрещивать их на груди; когда будет грозить им пальцем, они ему будут кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже хлопнут в ладоши. Перед началом ведущий проводит с играющими «репетицию». «Топ-хлоп». Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают. Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия. Развитие зрительного внимания «Сосчитай!». Игра без слов. Попросите ребенка дать вам столько фишек, сколько раз вы поморгали (похлопали в ладоши). Или сформулируйте задание так: «Чтобы фишку получить, нужно рот 5 раз открыть» и т.п. «Секретное письмо». Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру. Пусть малыш попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание писать малышу. «Кто стоял в очередь». Поставьте в одну линию несколько игрушек. Пусть ребенок внимательно запомнит каждую игрушку и ее размещение (кто за кем). Попросите ребенка отвернуться, а в это время поменяйте 2 игрушки местами. Ребенок должен определить, что изменилось. Похожий вариант можно применить к куклам. Взять двух кукол, одетых в разную одежду, и заменить некоторые предметы одежды. «Шапка - невидимка». В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их. Развитие слухового внимания «Слушаем тишину».Предлагается всем послушать тишину,а потом определить,кто и что услышал в тишине. «Волшебное слово». Сначала следует договориться, какие же слова считать «волшебными». Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать). «Думай быстрее!». Предложите малышу поиграть в мяч. Вы кидаете ребенку мяч, называя тематическую группу. Он должен вернуть вам мяч назвав объект из этой группы. Например: посуда — тарелка, овощи - огурец и т.д. Игры на объем и концентрацию внимания. «Найди два одинаковых предмета». Ребенку предлагается: –рисунок с изображением пяти предметов, среди которых дваодинаковых; требуется их найти, показать и объяснить,в чем схожесть этих двух предметов –картинка (карточка) с изображением предметов и образца;необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть; –рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом,и объяснить,в чем схожесть каждой пары. «Нанизывание бусинок». Ребенку предлагают по образцу нанизывать бусы. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисератольковслучаехорошоразвитой моторики руки и как усложняющий элемент игры. «Ищем буквы или цифры». В течении 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (указывать можно любую букву): и маленькие и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора. По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и так далее; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружком, на другой отмечаются галочкой и т.п. Развитие произвольного внимания. «Смотри на руки». Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром». На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа рук: руки вверх, в стороны,на пояс,руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.).Затем показ движений рук осуществляют дети. «Слушай команду». Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом.Команды дают только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор,пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание. «Лабиринт». Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша. «Игра с геометрическими фигурами (форма-цвет-размер)». Все геометрические фигуры разного цвета, размера и формы выкладываются на стол в произвольном порядке. Взрослый берет одну фигуру и предлагает ребенку найти другую по одному из указаний: -измени только форму (т.е. оставь цвет и размер); -измени только цвет; -измени только размер; -измени только форму и цвет; -измени только форму и размер. Ребенок должен взять другую фигуру в соответствии с указаниями и объяснить свой выбор. Если к указаниям подходят несколько фигур, ребенок должен выбрать любую из них. В таком случае можно также попросить его показать дополнительные фигуры, отвечающие требованиям. Игры на распределение внимания. «Двигай мячики». Ведущий вкатывает в круг один за другим несколько десятков теннисных мячей, которые не должны ни остановиться, ни выкатиться за пределы круга. «Найди отличия». Ребенку предлагают карточку с изображением двухкартинок,отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия. «Строители». Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками,содержащими элементы башни. Первый рисунок - образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу. 14 апреля 2022 в 18:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.