Писарева Наталья Александровна, учитель-дефектолог
Семинар – практикум для родителей детей подготовительной к школе группе: «ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»Цели: организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе. Задачи: способствовать эмоциональному расположению друг к другу участников семинара; дать родителям и педагогам дошкольного учреждения опыт взаимодействия друг с другом, культуры общения. Участники: родители детей подготовительной группы, учитель- дефектолог, учитель-логопед и воспитатели группы «Почемучки». Присутствовало:
Ход семинара – практикума: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы искренне рады видеть Вас. Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье — это поступление ребенка в школу. Это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И сейчас Вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Как у него сложатся отношения в коллективе? Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? 1.Сегодня мы постараемся ответить на вопрос «Готов ли ребенок к школе?» (дефектолог). К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – научить читать, считать, писать. Это ошибочное мнение. Сейчас мы вместе разберемся, что включает в себя феномен «готовность к школе». Он складывается из различных видов готовности: Физическая готовность :зрелость опорно – двигательного аппарата, зрелость нервной системы (подвижность, сила, ловкость, развитие мелкой моторики). Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом. Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа. Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии. Только при хорошем развитии кисти рук ребенок будет писать красиво и легко! Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Психологи делят готовность к школе на три вида:
Рассмотрим каждую из них подробнее. Личностная готовность включает в себя: умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу) умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других) отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).Ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок («Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Вы обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу. Мотивационная готовность- Под мотивационной готовностью понимается правильно сформированная мотивация к обучению. Когда будущих первоклашек спрашивают, почему они хотят в школу, многие приводят в качестве аргументов что угодно, но не желание учиться: красивый портфель, друг будет учиться в параллельном классе, стремление быть похожим на старшего брата…
«Как вызвать интерес у ребенка к обучению в школе?»
Интеллектуальная готовность- это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных процессов (внимания, память, мышления, воображение, речь) и школьно-значимых психофизиологических функций (фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкие мышцы рук). Учите ребят задавать вопросы. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай» Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных. Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей. По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой «специализации», а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья. 2. Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок идти к школе?» (дефектолог). Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу.
3.Игра «Ромашка» (дефектолог). Сейчас, уважаемые родители, я предлагаю поиграть в игру «Ромашка» и узнать, готовы ли Вы к поступлению вашего малыша в школу. *Должен ли будущий первоклассник соблюдать режим дня? Режим дня дома поможет ребенку стать организованным. Можете внести в распорядок дня свои поправки, но основные режимные моменты лучше не менять. Они имеют важное значение для здоровья ребенка. Ребенку необходим активный отдых на свежем воздухе не менее 2 часов в день. Не забывайте что подъем не ранее 7:00, а ночной сон с 21:00. *Можно ли носить игрушки в школу? Да, можно. Игровая деятельность еще значима для ребенка, с любимой игрушкой можно поиграть на перемене с одноклассниками. Лучше, если игрушка негромоздкая и без острых углов. *Что способствует развитию мелкой моторики? -Лепка из глины и пластилина. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. -Изготовление поделок из бумаги. -Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. -Конструирование. -Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. -Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д. -Нанизывание бус и пуговиц. -Плетение косичек из ниток, венков из цветов. -Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, художественное выпиливание и т. д. -Переборка круп. -«Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. (проведение пальчиковой гимнастики «Снежок», «Кулачок, ребро, ладонь» -Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. *Критерии готовности ребенка по математике? -Знать прямой и обратный счет до 10 -Предыдущие и последующие числа в пределах 10(например: Что больше 7 или 4, 2 или 5; посчитай от 2 до 8, от 9 до 4; назови соседей числа 7 ит.д.) -Геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) – называть, изображать, отличать от других -Названия 14 цветов и оттенков; -Уметь по части узнавать целое, находить недостающие элементы, видеть предмет через зашумленное восприятие; -Уметь сравнивать числа (понимать какое больше, какое меньше) -Уметь хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. *Критерии готовности ребенка по окружающему миру? -Называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон
*Критерии готовности по развитию речи? -Уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия;
-Использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением);
*Критерии готовности по грамоте? -Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита;
-Определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произносимых слов, отмечать значком "ударение" ударные гласные;
Можно при условии, что ваш ребенок умеет пользоваться телефоном как средством связи (в основном с родителями), а не как игрушкой. У первоклассников велико искушение звонить маме по малейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру. Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес одноклассников. *Нужно ли наказывать ребенка за отсутствие успехов в обучении? Этого делать не рекомендуется, ведь первоклассник еще ничему не научился. Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки. Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером. Попытайтесь вселить в ребенка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание. Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи. *Критерии готовности развития мелкой моторики. -Свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;
4.Дидактические упражнения «Учимся играя» (логопед). 5.Игра «Портрет мамы» (воспитатели). Дети заранее рисуют портреты своих мам. Родителям предлагается выбрать рисунок своего ребенка. 6. Подведение итогов собрания, обмен мнениями (дефектолог). - Мы признательны всем, кто нашёл сегодня время после работы, рабочего дня прийти в детский сад для общения с педагогами.
11 сентября 2023 в 18:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.